(проект реализован компанией «ИГТЕЛ»)
Десятилетие назад компания «Мобильные ТелеСистемы», крупнейший оператор в России и странах СНГ, завершила очередной этап своего развития путем приобретения различных операторов связи во всех субъектах РФ.
Перед МТС стояли задачи по созданию новых бизнес-процессов управления сетью и оптимальной модели управления, а также по разработке стандартов качества и показателей качества (KPI) процессов, унифицированных инструментов автоматизации, по организации сбора и анализа данных показателей качества.
Для выполнения этих задач в рамках технического блока ОАО «МТС» были разработаны интегрированные решения по мониторингу телекоммуникационной сети, инвентаризации ресурсов, управлению нагрузкой и качеством ее работы, автоматизации операционных процессов технического блока компании.
Для автоматизации процессов оперативного управления сетью МТС была выбрана платформа Remedy Action Request System.
Прототипом системы была созданная десять лет назад пилотная версия, которая обеспечивала управление инцидентами и работами телекоммуникационной сети оператора в Москве и Московской области.
В течение года была создана рабочая система в рамках проекта САЭС ОАО «МТС», которая затем, на протяжении двух лет, была внедрена по всей территории России — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Процессы системы остались прежними, но появились новые интеграции: с зонтичной системой мониторинга и почтовой системой. Был реализован механизм синхронизации данных между серверами системы, находящимися в различных регионах.
В 2007–2008 годах в дополнение к имеющимся были созданы новые приложения, охватывающие процессы технического блока заказчика: управление комплексными работами, координацию взаимодействия с поставщиками по договорам на техническую поддержку, подготовку корпоративной отчетности по процессам и вычисление их KPI, управление синхронизацией с корпоративным справочником сотрудников и аутентификацию пользователей с помощью справочника. В приложениях использованы возможности интеграции с Microsoft Excel и Word, разработаны средства сопряжения с системами поддержки клиентов поставщиков услуг технической поддержки через использование почтовой системы, осуществлено объединение с корпоративным справочником сотрудников.
Следующим этапом развития системы явилась интеграция с используемой в компании системой CRM, что позволило автоматизировать процесс взаимодействия между техническими подразделениями и клиентским сервисом. Кроме того, в системе появились инструментальные панели (DashBoards) для визуализации KPI процессов управления инцидентами и работами в реальном масштабе времени, а также для интеграции с системой инвентаризации.
Дальнейшее использование системы для автоматизации внутренних процессов потребовало объединения с системой передачи коротких сообщений (СМС) и службой поддержки клиентов (Helpdesk) для обеспечения информирования сотрудников при назначении инцидентов от клиентского сервиса и для устранения неисправностей сетевого оборудования. Специально разработанный интерфейс для механизма информирования по инцидентам позволяет администраторам системы настраивать сложные правила по отправке СМС и email в зависимости от различных критериев при назначении инцидента.
По мере развития процессного подхода, в компании для управления инцидентами абонентов создано новое приложение управления единичными инцидентами, также интегрированное с системой CRM.
Важным этапом в развитии системы стала автоматизация процесса Change Management (управление планами работ). Внедрение этого функционала позволило реализовать согласование планов работ на сети через электронную почту, что удобно для пользователей и может применяться любым сотрудником компании без задействования пользовательского интерфейса системы.
В числе недавних изменений — проект по централизации архитектуры системы, также включающий в себя замену морально устаревшей аппаратной платформы и переход на новую версию прикладного программного обеспечения BMC.
Переход к централизованной архитектуре был дополнительно обусловлен централизацией процесса мониторинга и управления в связи с созданием единого центра управления сетью (ЕЦУС). Создание единого центра управления сетью послужило толчком к оптимизации процессов компании. Сотрудники ЕЦУСа стали одними из основных пользователей системы.
В 2013 году компания «МТС» завершила многолетнюю инвестиционную программу, модернизировав фиксированные сети в регионах России и обеспечив плавный переход к развитию сервисов на базе единой гибридной платформы. Система была адаптирована для поддержки процессов управления предоставлением конвергентных услуг компанией «МТС». После завершения программы количество пользователей в системе удвоилось.
Заинтересованность руководителей технологических подразделений заказчика
Руководители технических подразделений заказчика сыграли неоценимую роль в успехе развития системы. Они отвечают за эффективность процессов управления сетью. Именно этим руководителям необходима возможность автоматизации процессов и контроля за их KPI, что важно для принятия управленческих решений со своевременным реагированием на нештатные ситуации в сети.
Вовлеченность заказчика и эффективные коммуникации
Важно отметить проактивную позицию заказчика в ходе развития системы, что помогало вовремя реагировать на меняющуюся ситуацию при формировании функциональных требований к доработкам и в итоге обеспечить соответствие возможностей системы ожиданиям пользователей. В процесс внедрения были вовлечены специалисты заказчика, работающие в подразделениях компании в различных регионах РФ.
Эффективное общение, взаимное уважение между заказчиком и исполнителем и отношение к исполнителю как к поставщику услуг и экспертизы, ориентированному на следование технологической и бизнес-стратегии компании-заказчика, обеспечили успех проекта.
От начала планирования нового проекта до окончания его внедрения все этапы модернизации системы реализовывались в соответствии с эволюцией развития процессов компании согласно технологической и бизнес-стратегии. Только такой путь обеспечивает реальную пользу для компании как результат внедрения проектов и помогает избежать напрасного использования ресурсов при доработках, отменяющих предыдущие изменения.
В условиях, когда динамика развития и организационные изменения компании-заказчика требуют решений, хорошо адаптируемых под новые требования бизнеса, необходимо такое гибкое, адаптивное и масштабируемое решение, каким является BMC ARS Remedy. Выбирая такой инструмент автоматизации процессов и грамотно управляя его развитием, компания страхует себя от необходимости его замены как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе. Об этом свидетельствует опыт развития системы в ОАО «МТС» в течение 10 лет.
Решение, имеющее 10-летнюю историю, требует высококвалифицированного подхода для своего дальнейшего развития как с точки зрения технологий, так и с точки зрения стратегии информационного, технологического, процессного и организационного роста заказчика. Чтобы избежать рисков тупикового развития системы или необходимости новых изменений, сводящих на нет предыдущие усилия, этими вопросами необходимо заниматься исполнителю, не просто имеющему специалистов необходимой компетенции и квалификации, но и обладающему представлением об эволюционном развитии продукта и хорошо понимающему стратегию заказчика.
Грамотно выстроенные отношения заказчика и поставщика услуг улучшают клиентский опыт, повышают лояльность заказчика и являются необходимым условием продолжения плодотворного сотрудничества в будущем. ООО «ИГТЕЛ» предоставляет своим заказчикам лучший опыт совместного выявления потребностей бизнеса и согласования требований, обеспечивает проведение испытаний и тестовую эксплуатацию решений, лучшее гарантийное и постгарантийное обслуживание.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является ведущим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Консолидированная абонентская база компании, без учета абонентской базы «МТС Беларусь», составляет порядка 100 млн абонентов. МТС и ее дочерние компании оказывают услуги в стандарте GSM во всех регионах России, а также в Армении, Беларуси, Украине и Туркменистане; в стандарте UMTS — во всех регионах РФ, в Армении и Беларуси; в стандарте CDMA-450 — на Украине; в стандарте LTE — в России и Армении. Компания также предоставляет услуги фиксированной связи и кабельного телевидения во всех федеральных округах России и на Украине — количество абонентов платного домашнего телевидения МТС составляет более 3 млн домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в Интернет — более 2 млн.
«ИГТЕЛ» предоставляет услуги в сфере информационных технологий на российском рынке 10 лет. Квалификация и профессиональные амбиции специалистов позволяют компании предлагать заказчикам новейшие решения в своей отрасли, адаптированные под нужды конкретного потребителя. Уникальной особенностью компании является нацеленность на планомерное улучшение клиентского опыта заказчиков, долгосрочное сотрудничество с заказчиками и партнерами. Компания предоставляет услуги разработки систем управления и эксплуатации, систем мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов, осуществляет отладку процесса управления конфигурациями клиента, производит интеграцию приложений, данных и бизнес-процессов. В рамках всех проектов компания осуществляет сопровождение и техническую поддержку.
BMC Software помогает ведущим компаниям по всему миру в преобразовании бизнеса, повышении качества услуг и сокращении издержек. Для перехода от мэйнфреймов к облачным средам и мобильным устройствам компания BMC поставляет инновационные решения по управлению ИТ, которые позволяют более чем 15 000 клиентам использовать сложные технологии для получения исключительных бизнес-результатов, увеличивая скорость работы и предоставляя возможности, ранее считавшиеся недостижимыми.
BMC оказывает поддержку десяткам тысяч ИТ-компаний по всему миру, как крупнейшим, так и малым и средним. 100% компаний из списка Forbes Global 100 и 82% из списка Fortune 500 используют решения BMC Software в области управления ИТ, включая управление автоматизацией, облачными средами, мэйнфреймами, мобильными устройствами, а также мониторинг и многое другое.